Учимся говорить “нет!” — в школе № 133 г.Барнаула начался тренинг по профилактике профессионального выгорания у педагогов.

выгорание10 педагогов школы № 133 г.Барнаула под руководством педагога-психолога Ирины Павловны Никитиной приняли участие в 4-дневном тренинге “Учусь помогать себе”.

На занятия пришли 2 учителя начальных классов, 5 учителей среднего звена по предметам, 1 педагог-психолог, 1 социальный педагог, 1 учитель-логопед.

В первый день тренинга со стороны части педагогов возникло сопротивление: им не хотелось заниматься, т.к. они были отправлены на тренинг по приказу администрации и не видели смысла в трате своего рабочего времени, особенно перед началом учебного года. Они открыто заявили об этом, но не ушли. Остальные молчали, но в ожиданиях сказали, что шли на тренинг целенаправленно. Когда же началась работа, уже после первого упражнения негативное настроение прошло, а к концу первого дня тренинга настрой всех участников стал доброжелательным, они загорелись на продолжение работы и высказывали слова благодарности о том, что они участвуют в тренинге, касающегося эмоционального выгорания, и что они  готовы работать.

Участники начали занятия с программы, посвященной теме «Личные Границы».

выгораниеЗнакомство было проведено в метафорической форме: нужно было представиться «Меня зовут… Если бы я была погодой, то синоптик описал бы меня так… Если бы я была цветком, то поэт обо мне бы сказал так… Если бы я была сказочным героем, то была бы…, которая… Если бы я была временем года, то  это было бы … Если бы я обладала волшебной силой, то это была бы сила…».

Особенно диагностичным был образ погоды, который изменился в конце занятий этого дня: «буря» сменилась на «тихую погоду», а «мерзкий моросящий дождь» — на «солнечное морозное утро». Интересно, что волшебная сила, которую выбирало большинство педагогов, была направлена на исполнение желаний: «волшебная палочка, исполняющая все хорошие желания», «сила исполнения желаний». Таким образом, можно сделать предположение, что педагоги видят себя в позиции «Спасателя», которая как раз способствует эмоциональному выгоранию.

выгораниеТема «личных границ» была обыграна через упражнения «Карта моей жизни», «Таможня» (особенно эффективен этап визуализации личных границ, который также может служить диагностическим целям), «Решение кейсов» и дискуссию. Далее эта тема прошла «красной нитью» через все дни тренинга, и участники все время к ней возвращались.

выгораниеУчастники, рефлексируя по итогам упражнения «Решение кейсов», отметили, что было очень полезно послушать разные мнения в актуальных ситуациях, посмотреть как бы другими глазами на жизненные ситуации, поделиться опытом. Каждый попробовал разные стратегии сохранения границ профессиональных и личных взаимоотношений, экспериментируя с теми, которые ранее не были ему свойственны. Очень приятно было услышать, когда на следующий день одна из участниц поделилась новостью, что она первые в жизни смогла сказать «нет», когда администрация попробовала увеличить ее нагрузку, а педагогу не хотелось брать дополнительные часы.

проект Поможем учителю жить в ресурсном состоянии! реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

выгорание