В течение четырех дней 15 педагогов совместно в педагогом-психологом Ириной Павловной Никитиной занимались на тренинге “Учусь помогать себе”. В занятиях приняли участие 7 учителей начальных классов, 6 учителей среднего звена по предметам (из них 2 завуча – по воспитательной работе и учебно-воспитательной работе, а также старшая вожатая), 1 педагог-психолог, 1 учитель-логопед.
Знакомство участников тренинга с ведущей было проведено в метафорической форме: нужно было представиться «Меня зовут… Если бы я была погодой, то синоптик описал бы меня так… Если бы я была цветком, то поэт обо мне бы сказал так… Если бы я была сказочным героем, то была бы…, которая… Если бы я была временем года, то это было бы … Если бы я обладала волшебной силой, то это была бы сила…». Интересно, что волшебная сила, которую выбирало большинство педагогов, была направлена на лечение близких: «силы оживления», «всех вылечить», «сделать так, чтобы все были здоровы», а также сила «всех спасти». Таким образом, можно сделать предположение, что педагоги видят себя в позиции «Спасателя», которая как раз вызывает эмоциональное выгорание.
Тема «личных границ» была обыграна через упражнения «Карта моей жизни», «Таможня» (особенно эффективен этап визуализации личных границ, который также может служить диагностическим целям). Вместе с участниками проанализировали варианты границ – слишком закрытых или слишком хрупких, или слишком открытых, и даже отсутствия границ, а также причин, почему такие границы были «построены». Педагоги разбирали ситуации, когда позволяли другим нарушать свои границы, или когда сами забирались на чужое поле.
Хорошо прошло упражнение «Решение кейсов» — учителя отметили, что было интересно узнавать, как другие люди поступают в жизненных для всех ситуациях. Далее эта тема прошла «красной нитью» через все дни тренинга, и участники все время к ней возвращались.
Каждый попробовал разные стратегии сохранения границ в профессиональных и личных взаимоотношениях, иногда даже те, которые ранее не были ему свойственны.
Тема личных границ вызвала оживленные дискуссии. Благодаря ее обсуждению большинство педагогов задумалось о том, как выстраивать перспективы своей профессиональной и личной жизни, чтобы изменить ее качество к лучшему.
Общее впечатление педагогов от тренинга положительное, каждый высказал слова благодарности устно и некоторые написали письменный отзыв и дали аудио-отзыв. Они отметили, что подобные материалы раскрывают их для себя и других с новых сторон, служат сплочению коллектива. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания способствовал маркированию проблем с личными границами педагогов в профессиональной и личной жизни. Участники пришли к пониманию того, что проблемы решать надо и, возможно, нужна профессиональная помощь психологов для поиска ответов на наболевшие вопросы. Тренинг, проведенный в групповой форме, способствовал обмену вариантами способов восстановления ресурсов между участниками, а также проработке большего количества проблемных вопросов на примере друг друга.
Проект Поможем учителю жить в ресурсном состоянии! реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов