Второй модуль «Жизнь с удовольствием», направленный на изучение своих жизненных приоритетов педагогами и перемещение акцентов на себя, свое эмоциональное состояние, своих ресурсов начался с упражнения с МАК «Тараканы в моей голове» (автор М. Минакова). Каждый педагог вытащил вслепую карту, познакомился со своим тараканом и поразмышлял вслух над вопросами: какой ресурс дает этот таракан? в чем его польза? Многие педагоги с удивлением обнаружили, что, во-первых, некоторые «тараканы» им свойственны, а во-вторых, чем они ресурсны сами по себе для своего хозяина.
Арт-терапевтическое упражнение «Зоопарк» позволило проявить как сознательные, так и не осознаваемые жизненные стратегии педагогов. Снова всплыла тема личных границ, бережного отношения к себе.
Очень понравилось упражнение «Я — профессионал» с использованием метафорических карт. Взаимодействие с МАК бережно открыло то, что давно было закрыто от самих педагогов, и нужна была помощь, чтобы открыть и проработать накопившиеся эмоции и проблемы.
Особенный интерес вызвало упражнение «Распредели по порядку», и это опять был вопрос о жизненных приоритетах и личных границах. Можно было увидеть, что педагоги ставят детей или работу на второе место, часто забывая о себе и личной жизни, что как раз является фактором эмоционального выгорания. Также педагоги соотнесли результаты этого упражнения с результатами упражнения «Зоопарк».
Тема внутренних и внешних ресурсов, способов пополнять их была проработана через подробное проговаривание имеющихся ресурсов – своеобразную инвентаризацию того, что под силу самим педагогам сделать для пополнения своих жизненных сил, а также интериоризацию чужих способов восстановления, или своих, но забытых. Такая работа оказалась очень полезной для самих педагогов.
Проект Поможем учителю жить в ресурсном состоянии! реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов