В Первомайской школе Павловского района педагоги учились жить в ресурсе

выгораниеВ тренинговых занятиях под руководством педагога-психолога Полянской Ольги Викторовны приняли участие 23 педагога, из них 5 учителей начальных классов, учителя-предметники – 14, 1 воспитатель,  1 педагог-психолог, 1 дефектолог, 1 педагог дополнительного образования. 17 педагогов присутствовало на 2 днях тренинга, на второй день занятий (благодаря отзывам) присоединились еще 5 человек. Участники глубоко погрузились в работу. 

В первый день педагоги обсуждали тему “Чувствуем и отстаиваем свои личные границы”.

выгораниеТема «выгорания» актуальна для учителей. Даже теоретическая часть проходила с бурными обсуждениями, с примерами из своей жизни. Уже на этом этапе произошел разогрев, в практическую часть участники погрузились полностью, выступления были искренние, доверительные. «Решение кейсов» способствовало выплеску как негативных, так и позитивных эмоций, поиску конструктивных способов решения «пикантных» ситуаций. Потренировались в использовании разных стратегий  сохранения границ профессиональных и личных. 

выгораниеВо второй день была предложена тема «Жизнь с удовольствием»: он был посвящен изучению своих жизненных приоритетов педагогами и перемещение акцентов на себя, свое эмоциональное состояние, актуализацию способов восстановления ресурсного состояния. 

Упражнение «Я рада тебя видеть и хочу сказать тебе, что… » вызвало массу положительных эмоций, создало доверительную атмосферу. Арт-терапевтическое упражнение «Зоопарк» позволило рассмотреть приоритеты в профессиональной и личной сфере. По душе пришлось упражнение «Я — профессионал» с использованием метафорических карт. Взаимодействие с картами корректно открыло то, что давно было спрятано от самих педагогов, и нужен был толчок, чтобы открыть, проработать накопившиеся эмоции и проблемы.

выгораниеКрасной линией на протяжении всего занятия проходила тема личных границ, бережного отношения к себе. Упражнение «Распредели по порядку» вызвало неподдельный интерес и немало споров о приоритетности семьи и работы. Многие учителя отмечали, что работа, дети на первом месте, а себя ставят на второе, или еще того хуже, в самом конце этой иерархии, что является одним из важных факторов эмоционального выгорания.

Через упражнение «Даем отпор» проработали технику рефрейминга, как один из способов снятия эмоционального  напряжения.  

выгораниеВ заключение занятия участники потренировались в  наполнении  себя ресурсами, составили свой личный список для «Батарейки» как накопления жизненной энергии. 

В исследовании «Уровень эмоционального (профессионального) выгорания» приняли участие 21 респондент.

выгораниеИстощение участников выявилось на высоком уровне (62%). Этот критерий проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.

выгораниеБольшинство участников (71.3%) имеют высокий и очень высокий уровень деперсонализации. Этот критерий проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.

выгораниеБольшинство участников имеют высокий уровень редукции персональных достижений. Этот критерий проявляется  в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или ограничении обязанностей по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

выгораниеРезультаты диагностики подтверждают необходимость проведения тренинговой программы для снижения уровня эмоционального выгорания участников

Все учителя поделились своими впечатлениями от тренинга: в устной форме, написали отзывы. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания не только вскрыл имеющиеся проблемы, но и способствовал сплочению коллектива.  Педагоги единодушно заявили, что подобные мероприятия проводить необходимо. Очень понравилось содержание программы, форма работы. Групповая форма работы помогла решению  проблемных вопросов участников тренинга, поиску  способов восстановления собственных ресурсов.  

выгорание выгорание

 

 

проект Поможем учителю жить в ресурсном состоянии! реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

выгорание