Одним из результатов выполнения АНКПО «Новые решения» при поддержке Ассоциации развития финансовой грамотности первого этапа проекта «Наставническая поддержка учителей в развитии финансовой грамотности младших школьников с использованием проектных технологий» стало создание Методических материалов для учителей для обеспечения программы.
Методические материалы помогают педагогам организовать пошаговое выполнение младшими школьниками финансовых проектов, обеспечивая при этом максимальную свободу выбора и самостоятельность детских действий.
В методических материалах представлена система оригинальных универсальных метапредметных заданий. С их помощью педагог организует проектные действия младших школьников по освоению курса финансовой грамотности.
Какие это задания?
- коммуникативные — на обсуждение и понимание жизненной ситуации, связанной с финансами, в результате у детей появляется желание выполнить проект;
- регулятивные задания – когда ребята самостоятельно выбирают тему проекта;
- уточнение цели проекта в соответствии с выбранной темой;
- уточнение результата проекта и характеристик итоговой работы проекта;
- задания на «прорисовку» общего замысла итоговой работы, принятие критериев оценки итоговой работы;
- задания на планирование достижения цели: определение последовательности действий, выбор средств, распределение обязанностей и ответственности между членами группы/команды.
По отзывам учителей, которые уже познакомились с ними, ценность таких заданий в том, что они «ведут» детей внутри проекта, помогают организовать свои действия. Кроме того, как замечают практики, их можно использовать на занятиях урочной и внеурочной деятельности при выполнении любых проектов.
А вот основной этап выполнения проекта обеспечивается взаимосвязанными предметными и метапредметными заданиями:
- задания на освоение и применение базовых финансовых понятий, поиск фактов, анализ данных из предложенных источников, открытие новых финансовых знаний и способов деятельности, работа с финансовыми документами, интеграция текстовой и нетекстовой финансовой информации;
- применение новых знаний для создания и оформления итоговой работы (продукта) проекта;
- задания на выполнение исследовательских действий со специальным материалом, организация наблюдения, сравнения, выявления сходства и различий, подбор аргументов «за» и «против», подбор собственных примеров из жизни, обобщения и формулировки выводов.
Наконец, для итогового этапа выполнения проекта авторы подготовили интересные задания на представление детьми итоговой проектной работы, созданного проектного продукта. Задания помогают детям оценить результат с точки зрения его соответствия цели: насколько продукт отвечает заранее установленным требованиям к нему, кто и для решения каких практических финансовых проблем может им пользоваться. И, конечно, есть задания на организацию рефлексии результатов совместной деятельности каждой проектной команды и определение личных вкладов ее участников в достижение общей цели.
СПРАВКА.
Программа сетевого наставничества разработана АНКПО «Новые решения» при поддержке Ассоциации развития финансовой грамотности с целью достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» во исполнение Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 №Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
Сетевое наставничество предполагает создание «развивающей сети», самоорганизующейся и инициированной авторским коллективом пособий «Секреты финансовой грамоты»: М. Просвещение, 2024 (Калашникова Н.Г., Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н.), входящих в федеральный перечень учебников, вокруг проекта «Развитие финансовой грамотности младших школьников с использованием проектных технологий».