Для учителей начальных классов разработаны методические материалы по обучению детей финансовой грамотности

Одним из результатов выполнения АНКПО «Новые решения»  при поддержке Ассоциации развития финансовой грамотности первого этапа проекта «Наставническая поддержка учителей в развитии финансовой грамотности младших школьников с использованием проектных технологий» стало создание Методических материалов для учителей для обеспечения программы.

Методические материалы помогают педагогам организовать пошаговое выполнение младшими школьниками финансовых проектов, обеспечивая при этом  максимальную свободу выбора и самостоятельность детских действий.

В методических материалах представлена система оригинальных универсальных метапредметных заданий. С их помощью педагог организует проектные действия младших школьников по освоению курса финансовой грамотности.

Какие это задания?

  • коммуникативные — на обсуждение и понимание жизненной ситуации, связанной с финансами, в результате у детей появляется желание выполнить проект;
  • регулятивные задания – когда ребята самостоятельно выбирают тему проекта;
  • уточнение цели проекта в соответствии с выбранной темой;
  • уточнение результата проекта и характеристик итоговой работы проекта;
  • задания на «прорисовку» общего замысла итоговой работы, принятие критериев оценки итоговой работы;
  • задания на планирование достижения цели: определение последовательности действий, выбор средств,  распределение обязанностей и ответственности между членами группы/команды.

По отзывам учителей, которые уже познакомились с ними, ценность таких заданий в том, что они «ведут» детей внутри проекта, помогают организовать свои действия. Кроме того, как замечают практики, их можно использовать на занятиях урочной и внеурочной деятельности при выполнении любых проектов.

А вот основной этап выполнения проекта обеспечивается взаимосвязанными  предметными и метапредметными заданиями:

  • задания на освоение и применение базовых финансовых понятий, поиск фактов, анализ данных из предложенных источников, открытие новых финансовых знаний и способов деятельности, работа с финансовыми документами, интеграция текстовой и нетекстовой финансовой информации;
  • применение новых знаний для создания и оформления итоговой работы (продукта) проекта;
  • задания на выполнение исследовательских действий со специальным материалом, организация наблюдения, сравнения, выявления сходства и различий, подбор аргументов «за» и «против», подбор собственных примеров из жизни, обобщения и формулировки выводов.

Наконец, для итогового этапа выполнения проекта авторы подготовили интересные задания на представление детьми итоговой проектной работы, созданного проектного продукта. Задания помогают детям оценить результат с точки зрения его соответствия цели: насколько продукт отвечает заранее установленным требованиям к нему, кто и для решения каких практических финансовых проблем может им пользоваться. И, конечно, есть задания на организацию рефлексии результатов совместной деятельности каждой проектной команды и определение личных вкладов ее участников в достижение общей цели.

СПРАВКА.

Программа сетевого наставничества разработана АНКПО «Новые решения»  при поддержке Ассоциации развития финансовой грамотности с целью достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» во исполнение Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 №Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

Сетевое наставничество предполагает создание «развивающей сети», самоорганизующейся и инициированной авторским коллективом пособий «Секреты финансовой грамоты»: М. Просвещение, 2024 (Калашникова Н.Г., Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н.), входящих в федеральный перечень учебников, вокруг проекта «Развитие финансовой грамотности младших школьников с использованием проектных технологий».