Проект «Поможем учителю жить в ресурсном состоянии!» как механизм вовлечения в практику самоподдержки

выгораниеКалашникова Наталья Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, Карташова Татьяна Александровна, директор АНКПО «Новые решения»

Аннотация: В статье кратко представлено содержание проекта, реализованного организацией при поддержке фонда Президентских грантов, и основные выводы.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, ресурсы, профилактика.

Проект реализуется при поддержке фонда Президентских грантов. Команда проекта включает как сотрудников социально ориентированной автономной некоммерческой культурно-просветительской организации «Новые решения», так и привлеченных на договорной основе психологов (школьных и из коммерческих структур). Миссия проекта заключается в помощи учителям в преодолении симптомов эмоционального выгорания и вовлечения педагогов в практику самовосстановления своих ресурсов для жизни в гармонии, радости и творчестве, т.е. осознанный запуск механизма самоисцеления и самовосстановления своих энергетических ресурсов.

Проведенные исследования выявили тревожную ситуацию: более 80% учителей испытывают признаки выгорания, тревожности и хотят выйти из этого состояния, но самостоятельно не могут этого сделать и нуждаются в психологической помощи. Среди причин этой проблемы есть как объективные, так и личностно-профессиональные.

К первым относятся: низкий престиж профессии; значительные нагрузки, ненормированный рабочий день, бюрократические требования, специальная военная операция существенно повысили напряженность и тревожность учителей.

Ко второй группе причин относятся:

1) дефицит взаимоподдержки в педагогических коллективах; отсутствие поддерживающей обратной связи от администрации и коллег (мотивирующей, показывающей, как улучшить результат, развивающей умение самому оценивать свою деятельность).

2) недостаточно сформированное умение организовать соблюдение своих личных границ, восстанавливать свои ресурсы физические, эмоциональные, психические и осуществлять самопомощь и саморегуляцию своей деятельности и жизни в целом: определять границы рабочего дня и отдыха, определять приоритеты в задачах дня, недели и т.д.

3) cлабо развито умение работать со своими затруднениями, страхами, низкий уровень педагогической рефлексии, незнание инструментов самопомощи. Наличие проблемы у целевой группы проекта подтверждено проведенным нами исследованием (по модифицированному опроснику В.В.Бойко и К.Маслач), в котором приняли участие более 730 учителей.

Результаты этого опроса показали, что до 85% опрошенных отмечают, что испытывают постоянные стрессы (дистанционное обучение, режим самоизоляции, неопределенность итоговой аттестации, давление родителей и т.д.). Более 60 % опрошенных отмечают, что редко занимаются самопознанием; около 30% — не умеют планировать и управлять своим временем; около 40% с трудом адаптируются и застревают на проблемах; более 35% не интересуются другими людьми и не могут проявлять интерес к ним; не умеют отказывать, не обижая — более 65%; около 50% опрошенных отметили, что не могут назвать спектр своих чувств и объяснить их другому человеку; около 40% редко получают удовольствие от жизни, редко уделяют внимание самовосстановлению и отдыху, здоровью; более 25% редко справляются с эмоциональными проблемами; более 37 % чувствуют «равнодушие и потерю интереса ко многому, что раньше радовало меня в моей работе»; более 30% не чувствуют от работы приятного вдохновения; около 65% считают, что слишком много работают; более 37% разочаровываются в своей работе; более 17 % не уверены, что их работа нужна людям; около 36% чувствуют усталость и нежелание идти на работу; после работы чувствуют себя, как «выжатый лимон» 66%; около 40% недостаточно понимают себя и свои потребности; более 30% опрошенных не удовлетворены своим статусом.

Приведенные данные говорят о наличии серьезной проблемы выгорания у учителей и об актуальности проекта. Проведенное нами глубинное интервьюирование среди учителей школ показало, что до 85% из них испытывают: эмоциональную напряженность, тревожность; не знают симптомов профессионально-эмоционального выгорания и инструментов самопомощи, не владеют приемами самовосстановления и взаимоподдержки (до 70 % ); не всегда осознают свои чувства и чувства других людей, срываются и кричат на учеников и членов семьи; не удовлетворены собой и неуверенны (до 80%). В ходе интервью отмечают, что эти состояния особенно усилились в последнее время. Учителя затруднялись привести примеры проявления о них заботы со стороны других людей и заботы о самих себе.

Основные причины проблемы нами сгруппированы в указанные выше три группы. Они выявлены как на основе опроса, так и по результатам глубинного интервью с педагогами и школьными психологами, заместителями директоров и методистами.

Интервьюирование школьников и проведенные опросы в школах с низкими образовательными результатами показали, что психологический комфорт обучающихся в школе, их заинтересованность и удовлетворенность учением явно коррелируют с эмоциональным состоянием учителей. Полученные в ходе исследований данные подтверждают общие тенденции наличия выгорания у более чем 75% педагогов (2020 год опрошено более 38 тысяч педагогов со всей России «Я Учитель» Яндекс.Учебника».

Цель нашего проекта заключается в том, чтобы помочь не менее 180 педагогам школ Алтайского края выйти из состояния эмоционального выгорания и проанализировать его реализацию как механизм вовлечения педагогов в практику самоподдержки. Для достижения цели решались следующие задачи:

  • Обучить администрацию школ, в которых работают представители целевой группы проекта (не менее 20 чел.), способам осуществления поддерживающей, мотивирующей обратной связи учителям;
  • Обучить всех представителей целевой группы навыкам соблюдения личных границ, восстановления ресурсов и способам самопомощи и саморегуляции;
  • Способствовать освоению представителями целевой группы техник работы со своими затруднениями и страхами, инструментами самопомощи;
  • Провести итоговую межрегиональную онлайн-конференцию «Сохранение профессионального долголетия учителя» с привлечением не менее 10 регионов РФ для презентации результатов проекта и опыта учителей и школ.

Для решения задач и достижения цели нами разработаны Программа тренингов для учителей «Учусь помогать себе» и Программа семинаров для руководителей ОО «Создаем педагогически комфортную среду» с пакетом необходимых методических материалов.

Фактически в тренингах приняли участие 299 учителей (166% от планируемого показателя) и 324 руководителя ОО (1 620% от планируемого) из различных регионов.

В рамках проводимой работы и команда проекта, и часть участников мероприятий осознали, что фактически речь идет об изменении привычного поведения, о развитии умения сохранять баланс в реализации самых важных целей своей жизни в разгар решения самых срочных задач. Сохранение баланса, внутренней гармонии в таких условиях возможно только при понимании стратегической цели своей жизни в целом. Изменить свой жизненный график, развивать волю, умение полностью сосредотачиваться на 1-2 главных целях (в день) и определять показатели их достижения, ежедневно отмечать, определять пусть небольшие свои успехи в продвижении к этой цели, в любой ситуации уделять время на восполнение своих ресурсов (час силы/счастья). Сделать это своей привычкой непросто, требует от человека проявления силы воли, использования сильных сторон своей личности как ресурса и опоры развития.

Запуск механизма эмоционального самоисцеления потребовал в тренингах осознать и изменить устойчивый отрицательный эмоциональный фон на устойчивый положительный. И это оказалось актуальным и ценным не для всех участников, т.к. готовность осознать и исправить свои ошибки, восстановить свою целостность требует преодоления, нейтрализации внутренних препятствий и реализации своего предназначения. А именно внутренняя готовность и желание восстановить свою целостность имеют важнейшее значение для достижения результатов.

Что оказалось не для всех нас (и ведущих психологов, и учителей) по силам? Во-первых, относиться к появляющимся или имеющимся проблемам как к возможности осознать и устранить причину, ее породившую, устранить саму проблему. Во-вторых, преодолеть привычку видеть причину проблем в других людях, а не в себе, своем неумении отстаивать личные границы или выделять время на отдых. В- третьих, осуществлять практику проявления любви к себе, окружающим, миру в целом, удерживать себя в этом состоянии, несмотря на суету дня. В-четвертых, доверять практике маленьких шагов, не гнаться за быстрым результатом, не торопить себя, а получать удовольствие и удовлетворение от маленьких достижений, давать себе право на перерывы в своей любой работе, в том числе и в самопомощи. В-пятых, осознать ответственность за подавление, управление поведением других людей, что с неизбежностью влечет подавление и управление нашим поведением. Каждая наша мысль, действие, чувство, желание влияет на наше внутреннее состояние и на качество нашей жизни в целом.

Что мы считаем важным достижением участников? Эти достижения прослеживаются в рефлексивном осмыслении ими результатов своего участия в тренингах и позволяют выделить следующие позиции:

1) Понимание ценности возможности быть наедине с самим собой, осознавать свои мысли, ощущения, почерпнуть энергетический ресурс и состояние радости внутри себя. Осознание того, что главный источник ресурсов для каждого из нас заключен в нас самих!

2) Стремление и опыт самонаблюдения того, что чувствует и замечает участник тренинга внутри себя: эмоции, чувства, ощущения. Это влияет на уровень осознанности человека. Учителя отметили, что даже называние того, что они чувствуют в данный момент, будь то положительная или негативная эмоции, помогает и самому справиться с крайним проявлением эмоций и верно донести свои чувства до коллег и партнеров. В дальнейшем это умение вербализовать свои ощущения развивает эмпатию в целом и способствует улучшению как учебного процесса, так и общения с учениками.

3) Наши изменения привычек, способов действий и поведения начинается с изменения мышления, умения ставить цели и к ним идти максимально экологичным для себя способом, в том темпе, который по силам здесь и сейчас.

4) Важно развивать способность постоянно поддерживать свою мотивацию и настрой на внутреннее изменение, соблюдать баланс между духовным и материальным развитием, предполагающем стремление к познанию себя, к гармонии с собой, своим внутренним и окружающим миром.

5) Осознание, что для каждого человека важно найти свой собственный способ развития и соблюдения энергетического баланса, самовосстановления и личностного и духовного развития: любовь, общение с приятными людьми, чтение художественной и психологической литературы, посильная физическая активность и спорт, медитация, духовные и целительные, дыхательные практики, творчество и искусство.

Список литературы

  1. Важные навыки в периоды стресса: иллюстрированное пособие (Doing what matters in times of stress: an illusrated quide). Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2020. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
  2. Профилактика профессионального выгорания у педагогов: методическое пособие / Департамент образования Вологод. обл., Во- логод. ин-т развития образования ; [сост.: И.В. Фокина, М.О. Цату- рян]. — Вологда: ВИРО, 2018. — 36 с. : табл. — (Сер. «На пути к эффек­тивной школе»).. — Вологда, 2018.
  3. Шустова, И.Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога. // Вопросы воспитания в современной педагогике. — 2015. —№ 2. —С. 61- 68.
  4. Щербинина, Е. А. Особенности работы школьного психолога с педагогическим коллективом школы / Е. А. Щербинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1049-1055. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28863/ (дата обращения: 21.09.2022).