Цель конференции — проанализировать ключевые тренды профессионально-личностного развития педагогов и презентовать эффективные практики повышения стрессоустойчивости и создания комфортных условий профессионального долголетия педагогов.
На конференции прозвучало 17 докладов, выступающие — психологи — участники проекта “Поможем учителю жить в ресурсном состоянии!”, который реализуется АНКПО «Новые решения» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. В конференции приняли участие и заинтересованные педагоги, психологи из школ Барнаула, в которых реализовывался проект, и коллеги из других регионов, для кого проблемы профессионального выгорания также актуальны.
С приветственным словом выступила Наталья Григорьевна Калашникова, доктор пед. наук, профессор, научный руководитель проекта “Поможем учителю жить в ресурсном состоянии!”. Она рассказала об актуальности проекта, основываясь на тестировании более 700-т педагогов. По ее словам, суть проведенной профилактики профвыгорания педагогов заключалась в том, чтобы создать людям несколько точек опоры: во-первых, среди коллег, во-вторых, от руководителей, в-третьих, в самих себе — за счет развития самооценки, умения беречь свои личные границы, находить ресурсы восполнения радости и энергии в своей жизни и развития навыков тайм-менеджмента. Итоговое тестирование прошедших тренинги педагогов показало, что более 75% педагогов поняли, как сохранение личных границ связано с профилактикой выгорания, и какие лично у каждого есть ресурсы для наполненной и продуктивной жизни.
Сначала выступили гости конференции из других регионов.
С докладом “Эффективные практики наставничества как ресурс создания комфортных условий для педагогов” выступили Лубенникова Светлана Анатольевна, Кузьмина Светлана Анатольевна, к.п.н., доцент, Шмакова Светлана Викторовна из школы № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга. По их словам, вопрос жизнестойкости актуален не только для учеников, но и для учителей. Они описали термин “школьная экосистема” и признаки и условия ее устойчивости в сочетании поддержки и требовательности, формировании гибких навыков. Несмотря на молодой коллектив, для него уже оказалось характерно профвыгорание. Представленная выступающими экомодель наставничества как корпоративной культуры, в которую входят и педагоги, и ученики, показала эффективность в профилактике этого явления. Педагоги стали увереннее, с большим интересом участвуют в конкурсах.
О проблемах сохранения стрессоустойчивости педагога средней школы пенитенциарной системы образования рассказал Петропавловский Андрей Евгеньевич, учитель ГБОУ Пензенской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». Педагогическая деятельность связана с постоянным стрессом. Особенно это касается пенитенциарного образования, которое изучено недостаточно. Педагоги средней школы в исправительных учреждениях регулярно попадают в стрессовые ситуации, связанные даже с угрозами их жизни и здоровью, что в дальнейшем может привести к психическим заболеваниям. Выступающий попытался оценить риски проявления стресса педагога пенитенциарного образования, а также определить возможные методы защиты от такого стресса на государственном, административном и личностном уровнях.
С рефлексией участия в проекте выступили педагоги-психологи, его непосредственные исполнители — ведущие тренингов по профилактике профессионального выгорания с учителями:
Харлова Светлана Сергеевна в докладе “Установление баланса сфер жизни как условие сохранения ресурсов и психологического здоровья педагогов” рассказала, как упражнение “Колесо баланса” открывает проблемы и возможности для участников тренинга. Тренинг выявил ценность осознанного отношения к жизни, важность использования каждым личных психотерапевтических техник.
Никитина Ирина Павловна в сообщении “Самопознание через метафору как способ профилактики эмоционального выгорания педагогов” объяснила, как образ через слово или картинку помогает увидеть новые смыслы — мягко, чтобы человек сам пришел к осознанию ситуации, к осознанию своих сторон жизни. Происходит вербализация часто неосознаваемых мыслей, эмоций. Метафора помогает посмотреть на ситуацию с другой стороны. Или выразить то, что трудно выразить напрямую. И это осознание становится лечебным фактором. Ирина Павловна рассказала о использовании в тренинге притч, пословиц, картинок как словесных и визуальных метафор.
Макеева Анна Сергеевна в докладе “Содержание программы психологической поддержки педагогов” подробно рассказала про программу тренинга, про групповую и личностную динамику его участников, про достигнутые ими результаты. Проект выявил важность ментального здоровья и межличностных коммуникаций.
Гебгардт Маргарита Сергеевна сообщила про возможности пути “От выгорания к резилиенс”. Резилиенс — способность относительно хорошо справляться с тяжелыми и трудными ситуациями, личная ресурсность человека или группы людей, способность восстанавливаться после стрессовой ситуации или сильного потрясения. Учителям была предложена техника “Дерево резилиенс”. Техника с использованием метафорических карт помогает увидеть свои ресурсы, на что можно опереться и где пополнить свои ресурсы. А также выяснить, что мешает на пути своего профессионального и личностного роста.
Отдельный блок конференции был посвящен отзывам педагогов об участии в проекте.
В Павловском районе Алтайского края в проекте были задействованы 5 школ: Шаховская, Павловская, Новозоринская, Сахарозаводская, Первомайская. На конференции со своими личными впечатлениями и результатами тренинга выступили представители этих школ:
Шаховская школа Павловского района
Лейднер Анастасия Сергеевна, учитель истории и обществознания, поделилась личным опытом профилактики эмоционального выгорания, взятым с тренинга. Она отметила важность вопросов: за что я себя люблю, за что меня любят. При этом важно понять, что не всегда мы должны всем нравится, но обязательно надо осознавать, в чем наша сила и успешность, ценность для коллектива. В чем важность умения говорить “нет” при планировании нагрузки. Ей очень понравился метод “Список личных ресурсов“, который обсуждали на тренинге.
Пушкарёва Людмила Владимировна представила свой опыт профилактики эмоционального выгорания. Она акцентировала внимание на настройку на приятные моменты на рабочем месте. Благодаря тренингу в школе было создано релаксирующее пространство — маленькое, но уютное, с вкусняшками, мягкими игрушками, с атмосферой для профилактики выгорания
Морозова Ксения Владимировна, учитель начальных классов из Новозоринской школы Павловского района в докладе “Личные практики самовосстановления” рассказала о целительном воздействии дыхательных техник, опробованных на тренинге, для релаксации. Она подчеркнула, что благодаря тренингу научились любить себя и чувствовать себя комфортно всегда, везде, в любой ситуации.
Маликова Алёна Владимировна, педагог-психолог из Павловской школы. Она поделилась размышлениями об участии в проекте «Поможем учителю жить в ресурсном состоянии». Главным впечатлением стало то, что наконец-то кто-то начал работать с самими психологами, представителями той помогающей профессии, которая наиболее подвержена выгоранию. Важным была и возможность пообщаться с коллегами, что приносило положительные эмоции и сплотило коллектив. Бесценна и практическая значимость освоенных техник профилактики выгорания.
Педагогический Лицей г. Барнаула
Кирьянова Марина Евгеньевна, учитель лицея, рассказала про актуальность психологической поддержки педагогов. В школе тренинг открыл для участников методы самопомощи и техники релаксации, помог задействовать скрытые ресурсы личности и найти решения трудных ситуаций.
Два доклада были посвящены работе педагогов с детьми с ОВЗ.
Ножкина Елена Викторовна из педлицея рассказала про особенности профилактики выгорания педагогов, работающих с детьми ОВЗ. По ее словам, педагог именно таких детей должен быть “наполненным сосудом” — прежде всего, наполненным позитивом. Участие в тренинге открыли новые ресурсы, такие как поиск позитива в любых ситуациях, использование тайм-менеджмента, общение с коллегами, физическое восстановление, прогулки, хобби.
Деркаева Елена Викторовна, учитель-логопед школы № 84 г.Барнаула, поделилась изученными на тренинге способами восстановления эмоционального ресурса специалиста при работе с детьми с ОВЗ. Для себя она выделила следующее: главное — не приносить работу домой. Уметь переключаться и отдыхать. Особенно важно оказалось и уметь говорить “нет”, соблюдая свои границы. Ценные личные ресурсы были найдены на занятиях с применением метафорических карт.
Роева Нурия Идиатуловна, учитель школы №126 Барнаула, рассказала о личном опыте участия в тренинге по профилактике выгорания. Тренинг показал новые способы регулирования нагрузки: умение видеть в каждой ситуации и хорошее, и плохое, способность применять различные способы самопомощи, как телесной, так и эмоциональной. Самым актуальным стало занятие по тайм-менеджменту с “лягушкой по утрам” и матрицей Эйзенхауэра.
Попова Мария Александровна, учитель Барнаульской кадетской школы, рассказала о пользе психологических тренингов для эмоциональной разгрузки педагогов и отметила необходимость выстраивания личных границ и умения говорить нет — особенно родителям, не быть на связи с ними 24/7. Она подчеркнула важность заниматься своим хобби и иметь поддержку семьи. Выступающая отметила, что на тренинге все получили заряд позитива и были бы рады продолжить занятия.
Подводя итоги, Наталья Григорьевна Калашникова выразила благодарность участникам за рефлексию проекта, за высокую оценку его практической значимости.
Посмотреть запись онлайн-конференции можно по ссылке https://www.youtube.com/live/2sa28JDlCQo?feature=share
Прочитать сборник статей участников конференции можно по ссылке https://nko-new.ru/20230405_sbornik_burnout/
#ПрезидентскиеГранты #ФондПрезидентскихГрантов #выгорание #ресурсный #педагоги #учитель #образование #новые_решения #ресурсное_состояние #Барнаул #Алтайский_край #Алтай #АлтайскийКрай президентскиегранты.рф