талентгейм

ОТЧЕТ. Проект «ВЫБИРАЕМ БУДУЩЕЕ» — поддержка от Благотворительного фонда Владимира Потанина, 09.2020 — 09.2021

Проект позволил расширить  знания  о профессиях 205 благополучателям или 102,5%  (по плану 200) — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Алтайском, Пермском, Хабаровском краях, Кемеровской, Челябинской, Томской областей, Чеченской Республике (по плану Алтайский край)

Участие в тренинге коммуникативной компетентности  позволило подросткам  выявить свои сильные и слабые стороны, свою уникальность,  учиться самопрезентации, развивать умение слушать собеседников, выделять и запоминать ключевые  мысли, доверительно общаться со сверстниками, что подтверждается отзывами участников.

В профориентационной игре «TALENTgame» подростки смогли найти свои ресурсы для успешной деятельности, развить практику осознанного выбора. При этом каждый из участников получил рекомендации по дальнейшему развитию своих компетенций и профориентационный навигатор. В отзывах дети отмечают, что впервые задумались о своих талантах, уникальности, узнали лучше своих друзей.

Разработаны онлайн-занятия (презентации и видеозаписи, списки участников):  подростки целевой группы и воспитатели, педагоги узнали о новых способах участия в профориентации. Всего в онлайн- мероприятиях приняло участие 3 952 чел. Более 80% из них оценили ценность этих мероприятия выше 6 баллов из 7 возможных.

Составлен сборник Кейсов, которые используются в работе с подростками.

Подготовлены чек-листы — 5 и формат индивидуального плана.’

1) Программа профориентационной работы с подростками-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, включающая модули: Кто я и какой я, Самоопределение, Выбираем будущее;

2) Рекомендации молодежи, выбирающей профессиональное будущее;

3) Кейс-метод в профориентационной работе;

4) Чек-листы

5. Рефлексивный дневничок.

Изменения в концепции проекта:

Расширена география реализации проекта: кроме учреждений Алтайского края приняли участие в проекте  дети-сироты из 46  детских учреждений других регионов Российской Федерации (Пермский край, Кемеровская область, Челябинской области, Хабаровского края, Томской области, Чеченской Республики и др.): Фотоотчет о проекте

Качественные результаты проекта достигнуты в полном объеме, что подтверждается отзывами подростков и их педагогов.

Подготовлено 98 публикаций: Публикации на сайте и в соцсетях

Проведены онлайн-мероприятия, в которых приняло участие 3 952 чел. По плану

«Современные методы профориентации подростков» (26.10. 2020 г — 661; 28.10 2020 — 546);

» Мир новых профессий» (4.12. 2020 — 1 138; 11.12.2020 — 472);

» Профориентационная работа в условиях детского дома: использование возможностей платформы «Лифт в будущее» «(20.01.2021 — 446);

» Помогаем подросткам проектировать будущее» (25.02. 2021 — 563)

«Играем в ТалентГейм в прямом эфире»  (28.04.2021 — 126)

Разработаны: 1) Программа профориентационной работы с подростками-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, включающая модули: Кто я и какой я, Самоопределение, Выбираем будущее; 2) Рекомендации молодежи, выбирающей профессиональное будущее; 3) Кейс-метод в профориентационной работе; 4) Чек-листы — 5. Рефлексивный дневничок.

Всего 9 разработок (по плану 7).

Изменения в самой организации

1) Освоена технология проведения «TALENTgame» и коммуникативного тренинга  в онлайн.

2) Освоены техники вовлечения подростков в активное взаимодействие.

3) Члены команды освоили модерирование сетевых групп воспитателей детей-сирот.

4) Стали привлекать участников с рефлексивными  выступлениями по мероприятиям.

Незапланированные результаты

1) определились способы взаимодействия с воспитателями учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: предварительное определение их роли, подготовка чек-листов для детей и т.д.

2) Мы использовали в информационном сопровождении проекта в основном новостные тексты, видеоинтервью, текстовые анонсы мероприятий, распространение информации в социальных сетях. В дальнейшем следует шире использовать рефлексию благополучателей и стейкхолдеров.

Отрицательные:

1) вывод о том, что учреждения для детей-сирот делятся на две группы: 1) довольно закрытые учреждения, неохотно впускающие новых людей и новые технологии; 2) заинтересованные в привлечении на безвозмездной основе больше новых профессионалов  для работы с детьми.

2) Для детей целевой группы нужны более длительные тренинги коммуникативной компетентности и познания самих себя, чтобы компенсировать психологические травмы, иждивенчество.

Не удалось организовать экскурсии подростков на предприятия в связи с пандемией.

Достижение целей и задач проекта

—  разработано обеспечение  и реализовано новое направление  благотворительной деятельности и привлечения средств на ее осуществление;

— выявлены новые механизмы привлечения целевой аудитории  путем привлечения заинтересованных сторон: органов управления образованием, социальной защиты, благотворительных организаций;

— освоены техники вовлечения участников онлайн-мероприятий в активное взаимодействие с ведущим.

— Привлечено в проект 205  подростков целевой группы (по плану 200).

— Из них более 75% продвинулись в понимании себя и своих возможностей и способностей, что соответствует плану.

— Подростки показали положительную динамику  умения  взаимодействовать с другими и самим собой.

— Создана программа профориентационной работы с подростками.

— Некоторые (около 30 %) подростки смогли составить индивидуальные планы саморазвития.

Причины неполной реализации задачи по составлению подростками планов саморазвития связаны с низким стартовым уровнем  самоосознания, доверия к окружающим взрослым.

Целевая аудитория проекта

Для детей-сирот и оставшихся без попечительства родителей в возрасте 14- 17 лет  (200 чел.) жизненная успешность и проф. самоопределение зависят от понимания своих возможностей, индивидуальных особенностей и способностей, умения планировать будущее; способности ставить и обосновывать цели своей деятельности, потребности в самостоятельном принятии решения и умения находить его; позитивного отношения к самому себе, управления своими эмоциями; самостоятельной формулировки своей позиции. Целевой группой фактически стали воспитатели, социальные педагоги и психологи учреждений для детей-сирот — более 3 500 чел. через участие в онлайн-мероприятиях.  Для подростков ценным оказалось взаимодействие с новыми взрослыми, осознание своих талантов, способностей, познание своих возможностей,  видение себя глазами сверстников,  открытие новых возможностей. Понимание способов достижения своих целей и того, что нужно в себе развивать, чтобы достичь своих целей

Продукты проекта

1) Разработана профориентационная программа профориентационной работы с  подростками — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

2) разработаны и проведены занятия (всего 76 занятий),  чек-листы, пособия, методические рекомендации — 5, составлен сборник кейсов, опросники;

3) созданы видеозаписи ситуаций, игровых мероприятий и консультационных сессий (при согласии участников) — 84 записи общей длительностью 1 час 15 мин.

4) Видеозаписи онлайн — мероприятий —  6

5) Публикации о ходе реализации проекта — 98

Созданные продукты позволяют более эффективно организовать тренинги, профориентационные занятия  с подростками; использовать их в дальнейшем специалистами учреждений для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.

Дополнительная информация о проекте

1) Профессионализм команды проекта обеспечил качественные занятия с подростками, психологически комфортную ситуацию взаимодействия по заявленным темам.

2) Опыт осуществления профориентационной работы с подростками-сиротами представлен в методических разработках, которые могут быть использованы при дальнейшей реализации проекта.

3) Просветительская деятельность, в т.ч. за пределами своего субъекта РФ.

4) Заинтересованность специалистов других регионов и их участие в онлайн-мероприятиях.

Одной из трудностей реализации проекта является закрытость учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для преодоления представляли программу, предлагали психологам учреждений участвовать в мероприятиях для подростков, демонстрировали видеоинтервью с детьми, уже прошедшими программу.

В связи с переходом в онлайн режим возникла необходимость приобретения компьютера (46500,00 руб.), были использованы средства ст.7 (т.к. поездки отменены в связи с пандемией) 12 700, остаток из административных расходов — 6 800 руб. и дополнительные средства -27 000 руб.

Выводы:

1) Важно обеспечить просветительскую работу для руководителей и специалистов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по следующим вопросам: — развитие коммуникативных компетенций детей; — реализации рефлексивных практик в работе с подростками; — игровые технологии помощи в решении психологических проблем подростков; — изучение мира профессий; — как строить свое будущее.

2) В дальнейшем предполагаем масштабировать проект на все регионы, используя имеющиеся наработки и развивая тематическое содержание, создать онлайн-игру для профориентации.

3) Грант реализован качественно согласно плану с превышением большинства отчетных показателей, за исключением создания наставнических пар, не входившего непосредственно в отчетные показатели, но фигурировавшего в заявке. С учетом обстоятельств пандемии нужно: —  искать новые механизмы внедрения наставничества в учреждениях для детей-сирот; — расширять партнерства по привлечению наставников, делать престижным наставничество в данной сфере; — развивать формы смешанного взаимодействия с закрытыми учреждениями — приезды гостей, выезды воспитанников и онлайн-взаимодействие.